- Главная
- Кейсы и сторителлинг
- Сторителлинг в образовательных проектах: примеры хороших историй
Сторителлинг в образовательных проектах: примеры хороших историй
schedule 7 мин
Создание историй — модный прием в любых сферах. Насколько сторителлинг уместен в педагогике и сфере образования, зачем нужен и как его использовать, поговорим в этой статье. Покажем на примерах — что такое истории в процессе обучения.

Особенности сторителлинга в образовании
Может показаться, что сторителлинг в образовании — ненужное развлечение или хуже того — отвлечение от учебного процесса. Как показывают исследования, людям в 22 раза легче запоминать статистические данные, если они помещены в контекст какой-то истории, а не даются в виде «сырых» данных.
Сторителлинг в образовательном процессе можно использовать в следующих целях:
- Повысить вовлеченность. Истории захватывают внимание, вызывают эмоции и делают учебный материал более интересным и запоминающимся.
- Объяснить сложные концепции. Рассказы помогают упаковать сложную информацию в доступную и понятную форму, используя метафоры, образы и примеры из жизни.
- Развить критическое мышление. Рассказы можно использовать для постановки вопросов, стимулирования дискуссий и анализа разных точек зрения.
- Сформировать ценности. Через истории можно донести до учащихся важные жизненные уроки, этические нормы и моральные принципы.
- Развить эмоциональный интеллект. Рассказы помогают учащимся лучше понимать свои и чужие эмоции, развивать эмпатию и навыки межличностного общения.
- Смоделировать негативный опыт в безопасной среде. Учеба на чужих ошибках — отличный способ избежать собственных. Ученик автошколы серьезнее отнесется к правилам безопасного вождения, если ему расскажут реальные ситуации их нарушения.
Сторителлинг в преподавании, конечно, не то же самое, что в канале блогеров. Здесь важно не уйти далеко от предмета. Бывает, что преподаватель пускается в рассказ из собственный жизни на полчаса. Это может быть интересно, смешно и увлекательно, но такие истории — пустая трата времени.
Нужно соблюдать этические нормы: сюжеты не должны оскорблять, провоцировать на нарушения или агрессию. Также важно составить рассказ так, чтобы он не усложнял восприятие предмета, а наоборот — был наглядной понятной иллюстрацией.
В остальном технология сторителлинга в образовании не будет отличаться от других сфер.
Подходящие виды и методы сторителлинга в обучении
История должна содержать конфликт — противоречие, неудобную ситуацию, проблему. Все это создает драматургию и напряжение, а в конечном итоге — привлекает внимание слушателей. Лучше, чтобы рассказ был короткий, но содержал запоминающиеся детали: яркую черту героя, меткую фразу или необычный факт.
Виды сторителлинга, которые может использовать преподаватель в процессе занятий:
- Рассказывать события из жизни: личный опыт может сделать любой материал более живым и интересным.
- Использовать сюжеты из истории, литературы, искусства: художественные произведения — кладезь информации для иллюстрации разных тем и концепций.
- Брать сюжеты из новостей, жизни популярных людей: актуальная обсуждаемая всеми повестка всегда находит более живой отклик.
- Создавать собственные истории: придумывать сюжеты, которые связаны с учебным материалом и отвечают на вопросы учеников.
Форматы сторителлинга могут быть тоже разными. Не ограничивайтесь устным рассказом. Используйте эпизоды из фильмов, телепередач и интервью. Иногда полезно задействовать печатные материалы: на примере историй можно давать задания для групп, в работе с детской аудиторией помогут комиксы.
Отдельное направление сторителлинга — кейсы. Их любят давать в бизнес-школах. Можно пользоваться готовыми кейсами, но будет не лишним научиться создавать их самим.
Приемы и примеры сторителлинга в образовании
1. Ситуация с другой точки зрения
В курсе по критическому мышлению платформы «Синхронизация» лектор воспользовался известной историей об адвокате Плевако, чтобы дать пример емкой и убедительной речи и проиллюстрирововать прием риторического вопроса.

Этот рассказ строится по стандартной схеме сторителлинга:
- Главный герой: адвокат Федор Плевако.
- Цель: защитить священника, обвиненного в преступлениях.
- Препятствия на пути к этой цели: доказательства обвинения убедительны, и у защиты нет зацепок.
- Герой находит неожиданный выход: переворачивает ситуацию наоборот, напоминая, что священник своих прихожан не осуждал и отпускал им грехи.
2. Комикс
Обучающие рассказы для детей лучше сопровождать визуальными образами. Идеальный вариант — комиксы. Например, «Истории старого дерева» Брижит Лукиани рассказывают о семье лис и барсуков. Лисам пришлось покинуть свою нору после того, как ее разрушили охотники, и они переехали к барсукам, которые предложили им помощь.

- Главные герои: две семьи — лисиц и барсуков.
- Цель: ужиться вместе, найти общий язык.
- Препятствия на пути к этой цели: разные характеры, привычки героев.
- Решения проблем: на примерах рассказов про животных детей учат решать проблемы дома и в школе — вежливо общаться, уважать чужое мнение, искать компромиссы, доносить свою точку зрения.
Метод обучения на историях-кейсах родом из Гарварда, но сейчас распространен во всех бизнес-школах. Контент других бизнесменов и компаний показывает, как искать идеи, начинать бизнес, решать сложные задачи и просто вдохновляют.
3. История из жизни
Пример кейса — создание школы иностранных языков Skyeng.

- Главный герой: Георгий Соловьев, основатель школы.
- Цель: выучить иностранный язык.
- Препятствия на пути к этой цели: стоимость московских репетиторов для студента слишком высокая.
- Решение проблемы: использовал скайп, чтобы заниматься с учителем из Чебоксар. Так родилась идея бизнеса.
Резюме: как сделать сторителлинг в сфере образования
Подведем итоги. Чтобы прием сторителлинга в ВУЗе, школе или на курсах для взрослых был уместным и эффективным, рекомендуем:
- Подумать, кто ваша аудитория — какие темы, герои ей будут близки, каким языком нужно рассказывать.
- Продумать проблематику истории: каков конфликт, в чем драматургия.
- Придерживаться классической схемы рассказа: введение-основная часть-кульминация-развязка.
- Добавить яркие детали, которые будут запоминаться.
- Использовать сторителлинг как иллюстрацию своей мысли так, чтобы мысль стала очевидной, понятной. История должна быть такой, чтобы вам не пришлось потом объяснять отдельно ее смысл.
Что вы думаете об этом?