Сторителлинг в образовательных проектах: примеры хороших историй

schedule 7 мин

Создание историй — модный прием в любых сферах. Насколько сторителлинг уместен в педагогике и сфере образования, зачем нужен и как его использовать, поговорим в этой статье. Покажем на примерах — что такое истории в процессе обучения.

image

Особенности сторителлинга в образовании

Может показаться, что сторителлинг в образовании — ненужное развлечение или хуже того — отвлечение от учебного процесса. Как показывают исследования, людям в 22 раза легче запоминать статистические данные, если они помещены в контекст какой-то истории, а не даются в виде «сырых» данных.

Сторителлинг в образовательном процессе можно использовать в следующих целях:

  • Повысить вовлеченность. Истории захватывают внимание, вызывают эмоции и делают учебный материал более интересным и запоминающимся.
  • Объяснить сложные концепции. Рассказы помогают упаковать сложную информацию в доступную и понятную форму, используя метафоры, образы и примеры из жизни.
  • Развить критическое мышление. Рассказы можно использовать для постановки вопросов, стимулирования дискуссий и анализа разных точек зрения.
  • Сформировать ценности. Через истории можно донести до учащихся важные жизненные уроки, этические нормы и моральные принципы.
  • Развить эмоциональный интеллект. Рассказы помогают учащимся лучше понимать свои и чужие эмоции, развивать эмпатию и навыки межличностного общения.
  • Смоделировать негативный опыт в безопасной среде. Учеба на чужих ошибках — отличный способ избежать собственных. Ученик автошколы серьезнее отнесется к правилам безопасного вождения, если ему расскажут реальные ситуации их нарушения.

Сторителлинг в преподавании, конечно, не то же самое, что в канале блогеров. Здесь важно не уйти далеко от предмета. Бывает, что преподаватель пускается в рассказ из собственный жизни на полчаса. Это может быть интересно, смешно и увлекательно, но такие истории — пустая трата времени.

Нужно соблюдать этические нормы: сюжеты не должны оскорблять, провоцировать на нарушения или агрессию. Также важно составить рассказ так, чтобы он не усложнял восприятие предмета, а наоборот — был наглядной понятной иллюстрацией.

В остальном технология сторителлинга в образовании не будет отличаться от других сфер.

Подходящие виды и методы сторителлинга в обучении

История должна содержать конфликт — противоречие, неудобную ситуацию, проблему. Все это создает драматургию и напряжение, а в конечном итоге — привлекает внимание слушателей. Лучше, чтобы рассказ был короткий, но содержал запоминающиеся детали: яркую черту героя, меткую фразу или необычный факт.

Виды сторителлинга, которые может использовать преподаватель в процессе занятий:

  • Рассказывать события из жизни: личный опыт может сделать любой материал более живым и интересным.
  • Использовать сюжеты из истории, литературы, искусства: художественные произведения — кладезь информации для иллюстрации разных тем и концепций.
  • Брать сюжеты из новостей, жизни популярных людей: актуальная обсуждаемая всеми повестка всегда находит более живой отклик.
  • Создавать собственные истории: придумывать сюжеты, которые связаны с учебным материалом и отвечают на вопросы учеников.

Форматы сторителлинга могут быть тоже разными. Не ограничивайтесь устным рассказом. Используйте эпизоды из фильмов, телепередач и интервью. Иногда полезно задействовать печатные материалы: на примере историй можно давать задания для групп, в работе с детской аудиторией помогут комиксы.

Отдельное направление сторителлинга — кейсы. Их любят давать в бизнес-школах. Можно пользоваться готовыми кейсами, но будет не лишним научиться создавать их самим.

Приемы и примеры сторителлинга в образовании

1. Ситуация с другой точки зрения
В курсе по критическому мышлению платформы «Синхронизация» лектор воспользовался известной историей об адвокате Плевако, чтобы дать пример емкой и убедительной речи и проиллюстрирововать прием риторического вопроса.

image

Этот рассказ строится по стандартной схеме сторителлинга:

  • Главный герой: адвокат Федор Плевако.
  • Цель: защитить священника, обвиненного в преступлениях.
  • Препятствия на пути к этой цели: доказательства обвинения убедительны, и у защиты нет зацепок.
  • Герой находит неожиданный выход: переворачивает ситуацию наоборот, напоминая, что священник своих прихожан не осуждал и отпускал им грехи.

2. Комикс
Обучающие рассказы для детей лучше сопровождать визуальными образами. Идеальный вариант — комиксы. Например, «Истории старого дерева» Брижит Лукиани рассказывают о семье лис и барсуков. Лисам пришлось покинуть свою нору после того, как ее разрушили охотники, и они переехали к барсукам, которые предложили им помощь.

  • Главные герои: две семьи — лисиц и барсуков.
  • Цель: ужиться вместе, найти общий язык.
  • Препятствия на пути к этой цели: разные характеры, привычки героев.
  • Решения проблем: на примерах рассказов про животных детей учат решать проблемы дома и в школе — вежливо общаться, уважать чужое мнение, искать компромиссы, доносить свою точку зрения.

Метод обучения на историях-кейсах родом из Гарварда, но сейчас распространен во всех бизнес-школах. Контент других бизнесменов и компаний показывает, как искать идеи, начинать бизнес, решать сложные задачи и просто вдохновляют.

3. История из жизни
Пример кейса — создание школы иностранных языков Skyeng.

image
  • Главный герой: Георгий Соловьев, основатель школы.
  • Цель: выучить иностранный язык.
  • Препятствия на пути к этой цели: стоимость московских репетиторов для студента слишком высокая.
  • Решение проблемы: использовал скайп, чтобы заниматься с учителем из Чебоксар. Так родилась идея бизнеса.

Резюме: как сделать сторителлинг в сфере образования

Подведем итоги. Чтобы прием сторителлинга в ВУЗе, школе или на курсах для взрослых был уместным и эффективным, рекомендуем:

  • Подумать, кто ваша аудитория — какие темы, герои ей будут близки, каким языком нужно рассказывать.
  • Продумать проблематику истории: каков конфликт, в чем драматургия.
  • Придерживаться классической схемы рассказа: введение-основная часть-кульминация-развязка.
  • Добавить яркие детали, которые будут запоминаться.
  • Использовать сторителлинг как иллюстрацию своей мысли так, чтобы мысль стала очевидной, понятной. История должна быть такой, чтобы вам не пришлось потом объяснять отдельно ее смысл.
Светлана Ковалёва
автор
Светлана Ковалёва
Основатель expert-content.ru
Комментарии 0

Что вы думаете об этом?